Цифровые мошенники обманывают детей и родителей под видом школьных психологов

Эксперты по кибербезопасности обеспокоены активностью лжепсихологов, которые обрабатывают абитуриентов школ. Схема проста, как большинство методов социальной инженерии: ребенку предлагают пройти тестирование для получения характеристики. Особенно актуально это для перехода в 10 класс, поступления в школы искусств или записи на дополнительные занятия.

Переходя по ссылке, пользователь попадает на фишинговый сайт, имитирующий официальный образовательный портал. Заполняя анкету, можно раскрыть личные данные, контакты родителей и других родственников.

В худшем случае злоумышленники получат доступ к личным кабинетам на государственных порталах или в банках. Затем последуют звонки от лжеспециалистов, которые уже привели к потере миллионов и имущества.

Мошенникам выгодно, если напуганный ребенок или родитель включит видеозапись с паролем верификации или соберет ценные вещи для передачи курьеру.

Новая схема появилась одновременно с запуском сервиса «Цифровой психолог», запланированного на 2026 год. Обсуждения бесплатной психологической помощи для детей ведутся с 2022-2023 годов.

Потребность в поддержке очевидна: буллинг, стрессы и другие проблемы распространены. Школьные психологи часто перегружены, а закон о одном специалисте на 300 учеников не реализован.

О запуске «Цифрового психолога» сообщили на форуме, начав пилот в 5 регионах. Ресурс позволит анонимно обсуждать проблемы с друзьями, учителями или родителями.

Онлайн-психолог может быть популярнее очного, так как 89% школьников доверяют помощи при анонимности, но только каждый пятый обращается лично.

Родители опасаются дополнительной регистрации, хотя стоимость услуг реального психолога (3-10 тысяч рублей в час) может мотивировать к использованию сервиса.

Программист Иван Березин отмечает, что страхи обоснованы: многие сервисы требуют личные данные без должной защиты, что приводит к компрометации номеров.

Для критических сервисов like банки или госуслуги часто используется двухфакторная аутентификация, снижая риски. Утечек через образовательные платформы не зафиксировано.

Основная уязвимость — социальная инженерия, а не взломы. Мошенники обманывают владельцев аккаунтов, что касается и детей в современных реалиях.